Dmitri Kapustin (dmitri_kapustin) wrote,
Dmitri Kapustin
dmitri_kapustin

Немного личного...

Меня попросили рассказать о себе, о том, как я пришёл к Православию. Попытаюсь кратко отметить самое важное. Первый раз Священное Писание я услышал по радио в августе 1989 года – это была какое-то протестантское миссионерское радио, вещавшее на коротких волнах из Финляндии. До этого я вообще практически ничего не знал о христианской вере. Помню, какое сильное впечатление произвели на меня эти первые услышанные слова Евангелия. Я почувствовал в этих словах призыв к совсем иной жизни, наполненной совсем иным смыслом. Стал слушать эту передачу каждый вечер, но уже через несколько дней ощутил контраст между словами самого Писания и словами проповедника – первые требовали перемены жизни, а последние на их фоне казались какими-то пустыми и ненужными. Понял, что нужно достать текст самого Писания. В то время это было не так просто. После некоторых безуспешных поисков я последовал рекомендации кого-то из знакомых и решился пойти в Александро-Невскую лавру. И действительно, там можно было за 15 рублей приобрести книжечку Нового Завета. Для того времени это были немалые деньги – месячная студенческая стипендия у нас в то время составляла 40-55 рублей. Всё же я решился на такую покупку. В книжечке было написано, что это дар общины некоего брата Роже из Тезе – то есть, МП эти книжечки, вероятно, получала бесплатно. Содержание Нового Завета произвело огромное впечатление. Вскоре захотелось достать и текст Ветхого Завета, но в МП его не было, и пришлось купить на книжном рынке у спекулянта. Зато в МП свободно продавалась изданная большим тиражом книга, посвящённая тысячелетию крещения Руси, в которой вместе с жизнеописаниями новопрославляемых в МП святых были и какие-то тексты, в которых говорилось о справедливой и прогрессивной октябрьской революции. Подчёркиваю эти детали просто потому, что с самого начала сознательной веры у меня выработалось отношение к МП как к месту, где можно что-то полезное узнать и достать, но примерно как в музее или в библиотеке. Через какое-то время я стал регулярно слушать передачи радиостанции «Радонеж», в которых ежедневно читались толкования на Евангелие блаженного Феофилакта болгарского и жития святых. Таким образом мне открылся ранее совершенно незнакомый мiр святоотеческого вероучения. Это произвело очень сильное впечатление. Я как бы увидел путь, ведущий к преображению жизни, и путь этот стал казаться близким и доступным. Но я узнал, что для христианской жизни недостаточно просто верить, нужно вступить в общение с верующими христианами, принять крещение и участвовать в богослужениях. Но где найти таких верных христиан? Жития святых повествовали о том, что таковые когда-то были, но где найти их сейчас? Как я уже сказал, МП у меня в сознании ассоциировалась скорее с книжным магазином. У меня были немногочисленные знакомые, регулярно ходившие на богослужения в МП (это были, в основном, бабушки), но их понимание христианского благочестия сводилось к необходимости регулярного посещения церкви в праздничные дни, и по ним совсем не было заметно, что они ведут жизнь, свойственную христианским подвижникам. Я не торопясь знакомился с разными религиями и христианскими конфессиями (в основном чисто теоретически, по книгам), но только христианство и только православие находило отклик в моей душе и звало меня к перемене жизни. Наконец, я решил, что выбор в пользу православия уже сделан, и надо озаботиться тем, чтобы принять крещение. В то время под влиянием радио «Радонеж» я постепенно утвердился в мысли, что духовная жизнь в МП возрождается, и МП всё же можно считать духовной наследницей православия. Но одно дело радио, а другое дело – реальная жизнь, а серьёзно верущих православных знакомых у меня не было. Про РПЦЗ я слышал, и моё впечатление от неё было лучше – я по какой-то иностранной радиостанции слышал заявление митр. Виталия, в котором он говорил очень доходчиво о необходимости следования правде Божией в жизни – это как раз то, чего я искал, но живых примеров не видел. Постепенно ознакомился понемногу с историей РПЦЗ, её критикой в адрес МП – но всё же РПЦЗ казалось какой-то далёкой. Вдруг я из газеты узнал, что в нашем городе есть община РПЦЗ. Всё же я тогда ещё полагал, что разница между МП и РПЦЗ не слишком велика, вера одна, и МП постепенно возрождается. Наконец, я решил принять крещение в МП. Я совсем не знал, как об этом попросить, и вообще у меня не было никакого опыта общения со священниками – я вырос в очень далёкой от веры семье, и священники казались мне чем-то необычным и непонятным. Я решил зайти в Александро-Невскую лавру и попытаться выяснить этот вопрос там. До этого я всего несколько раз заходил в церкви, и только с целью поиска православной литературы, которой тогда ещё было очень мало. Откуда-то сверху доносилось пение – довольно красивое, но слов было не разобрать. В то время я уже более-менее изучил богослужение по книгам, но сам стиль пения был «оперным», так сказать, и я ничего не разобрал. Точно помню, что вёл я себя в храме очень тихо и смиренно, стараясь постепенно сориентироваться в обстановке. Когда я медленно перемещался по храму, меня вдруг резко обругал какой-то мужчина – я так и не понял, за что, но меня сразу неприятно поразило такое отношение, я сразу понял, что отношения здесь явно не очень братские. Я вдруг вспомнил, что без достаточных оснований отложил вариант с РПЦЗ, и решил, что надо всё же подумать об этом посерьёзнее, не спешить с решением. И вдруг через некоторое время в центре города открылась выставка, организованная местной общиной РПЦЗ! Я, конечно, сразу туда пошёл. Посетителей было мало, и меня встретили очень приветливо (сразу почувствовался контраст с грубоватым и коммерческим обращением в МП), подробно рассказали об истории РПЦЗ, дали бесплатно брошюрки. Я понял, что в МП после этого идти уже нет никаких оснований. И, несколько дней подумав, пошёл опять на ту же выставку спрашивать, как принять крещение. Дальше всё пошло удивительно легко и радостно. Чинопоследование крещения совершалось подробно, с чином оглашения, с отречением от сатаны и, конечно, в три погружения. Священник пояснял значение совершаемых молитвословий, и всё происходило в очень радостной обстановке. Это было 1/14 декабря 1991 года – более чем через 2 года после того, как я в первый раз услышал Писание...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments