Dmitri Kapustin (dmitri_kapustin) wrote,
Dmitri Kapustin
dmitri_kapustin

Categories:

Законы как повод для бунта?

hgr пишет о принципиальном различии Византии и Московской Руси:
========
По своей должности царь в любом монархическом государстве является олицетворением высшего принципа этого государства. Служение государству равно служению царю. Так было и в Византии, и у Чингисхана, и в Москве. Но в Москве было и нечто сверх того - или, лучше сказать, что в Москве не было чего-то главного: а именно, не было никакого специального государственного закона, налагавшего на царя какие-то обязанности (за нарушение которых его, в принципе, можно было бы судить).
========

Я полагаю, принципиальное различие Византии и Московской Руси было вовсе не в этом. Обвинения в адрес царя в нарушениях законов (как гражданских, так и церковных) судами не принимались к рассмотрению – власть царя не была юридически ограничена ни в Византии, ни в Москве. В то же время, тяжкие нарушения общественных устоев могли привести к «внеюридическим» волнениям – и в Византии, и в Москве. Различие было в том, что в Византии была богатая традиция политических интриг. В случае возникновения влиятельной силы, способной противостоять власти императора, в Византии ей было гораздо легче получить поддержку и признание в обществе, поскольку государственные перевороты считались делом достаточно обычным. В Москве же попытка политического противостояния законному царю воспринималась как дело маргинальное. Опасность тяжкой кары для бунтовщиков существовала в обоих случаях, но в случае Москвы «оппозиции» было гораздо труднее надеяться на какую-либо общественную поддержку.

Что касается религиозного отношения к бунту, то в Христианстве отрицательное отношение к гражданскому бунту явно выражено ещё апостолом Павлом (Римл. 13, 1-7). В Византии же общество лишь постепенно изживало наследие языческого римского государства, в котором политическая борьба и государственные перевороты считались делом обычным. Таким образом, hgr неуместно использует ссылки на законы, будто бы ограничивающие политическую власть императора, ради оправдания нехристианского по своему происхождению обычая гражданских бунтов.
Subscribe

  • Зубов о виновности белой расы

    Надо бы сохранить на память этот образец творчества нашей "демократической общественности"...…

  • О божественных действиях

    Апостол Павел пишет (1 Кор. 12): ============== 4 Но есть различия в дарованиях, а Дух - тот же. 5 И есть различия в служениях, а Господь - тот же. 6…

  • Проблема современного православия

    У преп. Максима: 1) Человеческая природа одинакова во всех людях, включая Спасителя 2) Проблема греха – уклонение личного произволения 3)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 150 comments

  • Зубов о виновности белой расы

    Надо бы сохранить на память этот образец творчества нашей "демократической общественности"...…

  • О божественных действиях

    Апостол Павел пишет (1 Кор. 12): ============== 4 Но есть различия в дарованиях, а Дух - тот же. 5 И есть различия в служениях, а Господь - тот же. 6…

  • Проблема современного православия

    У преп. Максима: 1) Человеческая природа одинакова во всех людях, включая Спасителя 2) Проблема греха – уклонение личного произволения 3)…